Arduino. Эксперимент 7. Бегущий огонёк

В этом эксперименте мы заставляем огонёк бежать по светодиодной шкале.

 

СПИСОК ДЕТАЛЕЙ ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТА

 

-   1 плата Arduino Uno;

-   1 беспаечная макетная плата;

-   1 светодиодная шкала;

-   10 резисторов номиналом 220 Ом;

-   11 проводов «папа-папа».

 

ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА

 

 

СХЕМА НА МАКЕТНОЙ ПЛАТЕ

 

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

  • Обратите внимание, что в данном эксперименте резисторы установлены между катодами и землей в отличие от эксперимента пульсар;
  • Мы подключаем светодиоды к цифровым портам, начиная с порта 2. Мы можем использовать порты 0 и 1, но они являются каналами передачи данных последовательного порта и для каждой перепрошивки платы придется отключать устройства, подключенные к ним.

 

СКЕТЧ

скачать скетч для Arduino IDE
// светодиодная шкала подключена к группе пинов расположенных
// подряд. Даём понятные имена первому и последнему пинам
#define FIRST_LED_PIN 2
#define LAST_LED_PIN 11
 
void setup()
{
 // в шкале 10 светодиодов. Мы бы могли написать pinMode 10
 // раз: для каждого из пинов, но это бы раздуло код и
 // сделало его изменение более проблематичным.
 // Поэтому лучше воспользоваться циклом. Мы выполняем
 // pinMode для (англ. for) каждого пина (переменная pin)
 // от первого (= FIRST_LED_PIN) до последнего включительно
 // (<= LAST_LED_PIN), всякий раз продвигаясь к следующему
 // (++pin увеличивает значение pin на единицу)
 // Так все пины от 2-го по 11-й друг за другом станут выходами
 for (int pin = FIRST_LED_PIN; pin <= LAST_LED_PIN; ++pin)
 pinMode(pin, OUTPUT);
}
 
void loop()
{
 // получаем время в миллисекундах, прошедшее с момента
 // включения микроконтроллера
 unsigned int ms = millis();
 // нехитрой арифметикой вычисляем, какой светодиод
 // должен гореть именно сейчас. Смена будет происходить
 // каждые 120 миллисекунд. Y % X — это остаток от
 // деления Y на X; плюс, минус, скобки — как в алгебре.
 int pin = FIRST_LED_PIN + (ms / 120) % 10;
 // включаем нужный светодиод на 10 миллисекунд, затем —
 // выключаем. На следующем проходе цикла он снова включится,
 // если гореть его черёд, и мы вообще не заметим отключения
 digitalWrite(pin, HIGH);
 delay(10);
 digitalWrite(pin, LOW);
}

 

ПОЯСНЕНИЯ К КОДУ

  • С помощью выражения for мы организуем цикл со счетчиком. В данном случае для настройки портов на выход. Чтобы сделать такой цикл, нужно:
    • Инициализировать переменную-счетчик, присвоив ей первоначальное значение. В нашем случае: int pin = FIRST_LED_PIN;
    • Указать условие, до достижения которого будет повторяться цикл. В нашем случае: pin <= LAST_LED_PIN;
    • Определить правило, по которому будет изменяться счетчик. В нашем случае ++pin (см. ниже об операторе ++).
  • Например, можно сделать цикл for (int i = 10; i > 0; i = i - 1). В этом случае:
    • Переменной i присваивается значение 10;
    • Это значение удовлетворяет условию i > 0;
    • Поэтому блок кода, помещенный в цикл, выполняется первый раз;
    • Значение i уменьшается на единицу, согласно заданному правилу, и принимает значение 9;
    • Блок кода выполняется второй раз;
    • Всё повторяется снова и снова вплоть до значения i равного 0;
    • Когда i станет равна 0, условие i > 0 не выполнится, и выполнение цикла закончится;
    • Контроллер перейдет к коду, следующему за циклом for;
  • Помещайте код, который нужно зациклить, между парой фигурных скобок {}, если в нем больше одной инструкции;
  • Переменная-счетчик, объявляемая в операторе for, может использоваться внутри цикла. Например, в данном эксперименте pin последовательно принимает значения от 2 до 11 и, будучи переданной в pinMode, позволяет настроить 10 портов одной строкой, помещенной в цикл;
  • Переменные-счетчики видны только внутри цикла. Т.е. если обратиться к pin до или после цикла, компилятор выдаст ошибку о необъявленной переменной;
  • Конструкция i = i - 1 в пояснении выше не является уравнением! Мы используем оператор присваивания = для того, чтобы в переменную i поместить значение, равное текущему значению i, уменьшенному на 1;
  • Выражение ++pin — это т.н. оператор инкремента, примененный к переменной pin. Эта инструкция даст тот же результат, что pin = pin + 1;
  • Аналогично инкременту работает оператор декремента - -, уменьшающий значение на единицу. Подробнее об этом в статье про арифметические операции;
  • Тип данных unsigned int используют для хранения целых чисел без знака, т.е. только неотрицательных. За счет лишнего бита, который теперь не используется для хранения знака, мы можем хранить в переменной такого типа значения до 65 535;
  • Функция millis возвращает количество миллисекунд, прошедших с момента включения или перезагрузки микроконтроллера. Здесь мы используем ее для отсчета времени между переключениями светодиодов;
  • С помощью выражения (ms / 120) % 10 мы определяем, который из 10 светодиодов должен гореть сейчас. Перефразируя, мы определяем какой отрезок длиной в 120 мс идет сейчас и каков его номер внутри текущего десятка. Мы добавляем порядковый номер отрезка к номеру того порта, который в текущем наборе выступает первым;
  • То, что мы гасим светодиод с помощью digitalWrite(pin, LOW) всего через 10 мс после включения не заметно глазу, т.к. очень скоро будет вновь вычислено, какой из светодиодов включать, и он будет включен — только что погашенный или следующий.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ СЕБЯ

  1. Почему в данном эксперименте мы подключаем светодиодную шкалу, не используя транзистор?
  2. Если бы мы включали светодиоды только на портах 5, 6, 7, 8, 9, что нужно было бы изменить в программе?
  3. С помощью какой другой инструкции можно выполнить действие, эквивалентное ++pin?
  4. В чем разница между переменными типов int и unsigned int?
  5. Что возвращает функция millis()?
  6. Как в данном эксперименте мы вычисляем номер порта, на котором нужно включить светодиод?

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ

  1. Измените код так, чтобы светодиоды переключались раз в секунду.
  2. Не выключая порты, сделайте так, чтобы огонёк бежал только по средним четырем делениям шкалы.
  3. Переделайте программу так, чтобы вместо int pin = FIRST_LED_PIN + (ms / 120) % 10 перемещением огонька управлял цикл for.
  4. Не меняя местами провода, измените программу так, чтобы огонёк бегал в обратном направлении.

С оригиналом статьи вы можете ознакомиться на сайте Amperka.ru


ЭКСПЕРИМЕНТ 6 | ОГЛАВЛЕНИЕ | ЭКСПЕРИМЕНТ 8

Категория: Arduino | Добавил: Decay_Dance (01.03.2016)
Просмотров: 7092 | Теги: электрические схемы, бегущий огонёк, основы схемотехники, простые эксперименты, Arduino | Рейтинг: 0.0/0