#2 Алгоритмы и переменные
"Составляем список покупок" Прежде чем запустить Pascal, мы должны составить примерный "план" нашей будущей программы. Давайте попробуем написать программу, которая вычисляет стоимость покупок в магазине. Пусть список товаров выглядит следующим образом:
Наша программа должна сначала высчитать стоимость каждого товара по отдельности, а потом сложить полученные результаты и вывести их на экран. Эта последовательность команд, называется алгоритмом.
Составляем алгоритм программы
Как вы уже догадались, наш исполнитель это Pascal. Иногда алгоритмы представляются в виде рисунков (блок-схем).
В нашем алгоритме команды следуют одна за другой. Такие алгоритмы принято называть линейными.
Теперь можем смело открывать Pascal. Начинаем "кодить"!
Пишем программу
Блоки начала и конца программы мы заменим на Begin и End.
Код
Begin
End. Теперь рассчитаем стоимость каждого товара, умножая цену этого товара на необходимое количество килограмм:
Рассчитаем общую стоимость, сложив результаты предыдущих операций:
Обратите внимание: Символом "*" в Pascal обозначается команда умножения. Из прошлого урока мы помним, что для вывода данных используется команда Write или Writeln. Причём эта команда может выводить не только текстовые сообщения, но и результаты математических операций! Давайте дополним нашу программу одной единственной командой:
Код
Begin
Write(15400*2+20100*2+7500*2); End. Запускаем программу!
Анализ результатов
Со своей задачей наша программа справилась. Но, к сожалению, она окажется бесполезной, если нам потребуется купить не по 2 кг. яблок, апельсинов и моркови, а по 3 или 4 кг. Что делать тогда? Переписывать программу?
А может существует какой-нибудь способ сделать её более универсальной? Да! Такой способ есть!
Знакомимся с переменной
Затем мы можем производить над этой переменной различные математические операции (складывать, отнимать, умножать и т.д.). При этом информация, которая будет храниться в переменной тоже будет изменяться!
Каждая переменная должна иметь название и тип. Название переменной вы можете придумать сами, соблюдая следующие правила:
Но дать названия нашим переменным недостаточно для того, чтобы Pascal смог с ними работать. Необходимо задать ещё и тип наших переменных.
Для того, чтобы использовать переменные в нашей программе, нам необходимо познакомиться с новой командой Var. Данная команда записывается перед командой Begin и открывает раздел описания переменных нашей программы.
Код
Var kol:integer;
Begin Write(15400*2+20100*2+7500*2); End. Теперь у нас есть переменная "kol", которая может хранить в себе целые числа. Давайте добавим в нашу программу перед командой Write ещё одну команду, которая поместит в нашу переменную число "2":
Код
Var kol:integer;
Begin kol:=2; Write(15400*2+20100*2+7500*2); End. Обратите внимание: Символ ":=" называется символом присваивания. Он служит для того, чтобы поместить в переменную необходимое нам значение. Внесём в код нашей программы последнее изменение - заменим все двойки внутри команды Write на имя нашей переменной:
Код
Var kol:integer;
Begin kol:=2; Write(15400*kol+20100*kol+7500*kol); End. Запустим нашу программу:
У нас получился точно такой же результат как и в прошлой программе. А теперь давайте присвоим переменной любое другое целое значение!
Наша программа успешно рассчитала стоимость всех покупок. При этом нам не нужно каждый раз кардинально изменять код программы, достаточно лишь присвоить переменной нужное нам значение!
Задания для самостоятельной работы
Для того, чтобы научиться ещё лучше управляться с переменными, попробуйте выполнить следующее задание:
Ваши вопросы и комментарии можете оставлять ниже.
Начинайте программировать прямо сейчас!
| |
Просмотров: 7697 | | |