#2 Алгоритмы и переменные

"Составляем список покупок"

 
Прежде чем запустить Pascal, мы должны составить примерный "план" нашей будущей программы. Давайте попробуем написать программу, которая вычисляет стоимость покупок в магазине. Пусть список товаров выглядит следующим образом:
1. Яблоки, 2 кг, цена: 15400 р. за 1 кг.
2. Апельсины, 2 кг, цена: 20100 р. за 1 кг.
3. Морковь, 2 кг, цена: 7500 р. за 1 кг.
Наша программа должна сначала высчитать стоимость каждого товара по отдельности, а потом сложить полученные результаты и вывести их на экран. Эта последовательность команд, называется алгоритмом.
 
Составляем алгоритм программы
 
Алгоритм -  это набор команд, которые задают порядок действий исполнителя.
Как вы уже догадались, наш исполнитель это Pascal. Иногда алгоритмы представляются в виде рисунков (блок-схем).
 
 
В нашем алгоритме команды следуют одна за другой. Такие алгоритмы принято называть линейными.
Линейный алгоритм - это алгоритм, в котором команды идут одна за другой.
Теперь можем смело открывать Pascal. Начинаем "кодить"! 
 
Пишем программу
 
Блоки начала и конца программы мы заменим на Begin и End. 
 
Код
Begin 

End.  
 
Теперь рассчитаем стоимость каждого товара, умножая цену этого товара на необходимое количество килограмм:
Стоимость яблок=15400*2;
Стоимость апельсинов=20100*2;
Стоимость моркови=7500*2;
Рассчитаем общую стоимость, сложив результаты предыдущих операций:
Общая стоимость=15400*2+20100*2+7500*2;
Обратите внимание: Символом "*" в Pascal обозначается команда умножения. Из прошлого урока мы помним, что для вывода данных используется команда Write или Writeln. Причём эта команда может выводить не только текстовые сообщения, но и результаты математических операций! Давайте дополним нашу программу одной единственной командой:
 
Код
Begin 
 Write(15400*2+20100*2+7500*2);
End.  
 
 
Запускаем программу!
 
 
Анализ результатов
 
Со своей задачей наша программа справилась. Но, к сожалению, она окажется бесполезной, если нам потребуется купить не по 2 кг. яблок, апельсинов и моркови, а по 3 или 4 кг. Что делать тогда? Переписывать программу? 
А может существует какой-нибудь способ сделать её более универсальной? Да! Такой способ есть!
 
Знакомимся с переменной 
 
Переменная это частичка памяти компьютера в которую мы можем поместить на хранение какие-либо данные (например количество килограмм каждого товара).

Затем мы можем производить над этой переменной различные математические операции (складывать, отнимать, умножать и т.д.). При этом информация, которая будет храниться в переменной тоже будет изменяться!

 

Каждая переменная должна иметь название и тип. Название переменной вы можете придумать сами, соблюдая следующие правила:

 

Название переменной может состоять лишь из букв латинского алфавита и цифр. При этом название переменной не должно начинаться с цифры.
 
Примеры правильных названий переменных: 
x
y
kolichestvo
kol1
 
Примеры неправильных названий переменных: 
123
1kol
количество
kol 1
 
Но дать названия нашим переменным недостаточно для того, чтобы Pascal смог с ними работать. Необходимо задать ещё и тип наших переменных. 
Тип переменных указывает на то, какую информацию мы будем хранить в нашей переменной.

 

 

 

Для того, чтобы использовать переменные в нашей программе, нам необходимо познакомиться с новой командой Var. Данная команда записывается перед командой Begin и открывает раздел описания переменных нашей программы.
 
Код
Var kol:integer;
Begin
 Write(15400*2+20100*2+7500*2);
End.  
 
 
Теперь у нас есть переменная "kol", которая может хранить в себе целые числа. Давайте добавим в нашу программу перед командой Write ещё одну команду, которая поместит в нашу переменную число "2":
 
Код
Var kol:integer;
Begin
 kol:=2;
 Write(15400*2+20100*2+7500*2);
End.  
 
Обратите внимание: Символ ":=" называется символом присваивания. Он служит для того, чтобы поместить в переменную необходимое нам значение. Внесём в код нашей программы последнее изменение - заменим все двойки внутри команды Write на имя нашей переменной:
 
Код
Var kol:integer;
Begin
 kol:=2;
 Write(15400*kol+20100*kol+7500*kol);
End.  
 
Запустим нашу программу:
 
 
У нас получился точно такой же результат как и в прошлой программе. А теперь давайте присвоим переменной любое другое целое значение!
 
 
Наша программа успешно рассчитала стоимость всех покупок. При этом нам не нужно каждый раз кардинально изменять код программы, достаточно лишь присвоить переменной нужное нам значение! 
 
Задания для самостоятельной работы
 
Для того, чтобы научиться ещё лучше управляться с переменными, попробуйте выполнить следующее задание: 
Измените нашу программу таким образом, чтобы она считала и выводила на экран сумму, которую вы будете тратить в месяц на эти продукты, при условии, что вы ходите в магазин 6 раз в месяц. Постарайтесь количество ваших походов в магазин так же обозначит через переменную.
Подсказка: в разделе описания переменных Var все необходимые вам переменные можно указывать через запятую (например Var  a,b:integer;) или друг за дружкой (например Var  a:integer; b:integer;)

 

Ваши вопросы и комментарии можете оставлять ниже.

 

Начинайте программировать прямо сейчас!
 
Категория: Первые шаги | Добавил: Decay_Dance (31.01.2014)
Просмотров: 7713 | Теги: переменная, алгоритм, программирование, наука детям, операции над переменными | Рейтинг: 0.0/0