В этом эксперименте мы измеряем температуру окружающей устройство среды и с помощью шкалы показываем, на сколько она превышает заданный порог.
СПИСОК ДЕТАЛЕЙ ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТА
- 1 плата Arduino Uno;
- 1 беспаечная макетная плата;
- 1 светодиодная шкала;
- 1 резистор номиналом 10 кОм;
- 1 термистор;
- 10 резисторов номиналом 220 Ом;
- 14 проводов «папа-папа».
ДЕТАЛИ ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАДАНИЯ
- 1 пьезопищалка;
- еще 2 провода.
ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА
СХЕМА НА МАКЕТНОЙ ПЛАТЕ
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
СКЕТЧ
скачать скетч для Arduino IDE
// Огромное количество готового кода уже написано другими людьми
// и хранится в виде отдельных файлов, которые называются
// библиотеками. Для использования кода из библиотеки, её нужно
// подключить (англ. include). Библиотека «math» даёт разные
// математические функции, в том числе функцию логарифма
// (англ. log), которая нам понадобится далее
#include <math.h>
#define FIRST_LED_PIN 2
#define LED_COUNT 10
// Параметр конкретного типа термистора (из datasheet):
#define TERMIST_B 4300
#define VIN 5.0
void setup()
{
for (int i = 0; i < LED_COUNT; ++i)
pinMode(i + FIRST_LED_PIN, OUTPUT);
}
void loop()
{
// вычисляем температуру в °С с помощью магической формулы.
// Используем при этом не целые числа, а вещественные. Их ещё
// называют числами с плавающей (англ. float) точкой. В
// выражениях с вещественными числами обязательно нужно явно
// указывать дробную часть у всех констант. Иначе дробная
// часть результата будет отброшена
float voltage = analogRead(A0) * VIN / 1023.0;
float r1 = voltage / (VIN - voltage);
float temperature = 1./( 1./(TERMIST_B)*log(r1)+1./(25. + 273.) ) - 273;
for (int i = 0; i < LED_COUNT; ++i) {
// при 21°С должен гореть один сегмент, при 22°С — два и
// т.д. Определяем должен ли гореть i-й нехитрым способом
boolean enableSegment = (temperature >= 21+i);
digitalWrite(i + FIRST_LED_PIN, enableSegment);
}
}
ПОЯСНЕНИЯ К КОДУ
- Директивы для подключения библиотек
#include включаются в начало программы.
- В этом эксперименте мы подключаем библиотеку
math.h для того, чтобы использовать функцию взятия натурального логарифма x log(x) .
- В переменных типа
float можно хранить дробные числа, числа с плавающей точкой.
- При использовании переменных данного типа имейте в виду:
- при операциях с их использованием, указывайте нулевую дробную часть у целых констант, как в примере
- они могут принимать значения от -3.4028235×1038 до 3.4028235×1038,
- при этом количество значащих цифр может быть 6-7: всех цифр, не только после запятой!
- точность вычислений с такими данными невелика, у вас могут возникнуть неожиданные ошибки, например, при использовании
float в условном операторе. Не полагайтесь на точность!
- вычисления с
float происходят медленнее, чем с целыми числами
- Показания термистора связаны с температурой нелинейно, поэтому нам приходится использовать такую громоздкую формулу.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ СЕБЯ
- Как нужно подключить термистор, чтобы получать на Arduino данные о температуре?
- Каким образом можно воспользоваться ранее разработанными функциями, не переписывая их в программный код?
- Чем неудобно использование чисел с плавающей точкой на Arduino?
- Что за выражение стоит справа от
= при объявлении булевой переменной enableSegment ?
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ
- Измените код программы таким образом, чтобы индикатор включался при 0 градусов и его показания прирастали на одно деление каждые 5 градусов.
- Добавьте в схему пьезопищалку и доработайте программу так, чтобы срабатывала звуковая сигнализация при достижении температуры, например, 25 градусов.
С оригиналом статьи вы можете ознакомиться на сайте Amperka.ru
ЭКСПЕРИМЕНТ 14 | ОГЛАВЛЕНИЕ | ЭКСПЕРИМЕНТ 16 |