В этом эксперименте мы выводим на жидкокристаллический дисплей данные о напряжении, измеренном на батарейке.
СПИСОК ДЕТАЛЕЙ ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТА
- 1 плата Arduino Uno;
- 1 беспаечная макетная плата;
- 2 резистора номиналом 10 кОм;
- 1 выпрямительный диод;
- 1 текстовый экран;
- 16 проводов «папа-папа»;
- 1 клеммник.
ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА
СХЕМА НА МАКЕТНОЙ ПЛАТЕ
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
- Мы подключаем «плюс» батарейки через делитель напряжения с равными плечами (R1 = R2 = 10 кОм), таким образом деля подаваемое напряжение пополам. Поскольку в аналоговый вход Arduino мы можем подавать до 5 В, мы можем измерять напряжение до 10 В. Не пробуйте измерять большее напряжение, вы можете повредить плату!
- На принципиальной схеме внутри изображения дисплея подписаны названия его выводов согласно datasheet, а снаружи — номера его ножек.
- Ножки нашего ЖК-дисплея нумеруются не подряд: 15 и 16 ножки находятся перед 1.
- Диод пригодится, если пользователь тестера перепутает «+» и «-» батарейки, главное нам самим не забыть про направление, в котором через диод может течь ток, и установить его верно!
СКЕТЧ
скачать скетч для Arduino IDE
// Подключаем библиотеку для работы с жидкокристаллическим
// экраном (англ. Liquid Crystal Display или просто LCD)
#include <LiquidCrystal.h>
// на диоде, защищающем от неверной полярности, падает доля
// напряжения (англ. voltage drop). Необходимо это учитывать
#define DIODE_DROP 0.7
// Объявляем объект, для управления дисплеем. Для его создания
// необходимо указать номера пинов, к которым он подключен в
// порядке: RS E DB4 DB5 DB6 DB7
LiquidCrystal lcd(13, 12, 11, 10, 9, 8);
void setup()
{
// начинаем работу с экраном. Сообщаем объекту количество
// строк и столбцов. Опять же, вызывать pinMode не требуется:
// функция begin сделает всё за нас
lcd.begin(16, 2);
// печатаем сообщение на первой строке
lcd.print("Battery voltage:");
}
void loop()
{
// высчитываем напряжение подключенной батарейки
float voltage = analogRead(A0) / 1024.0 * 10.0;
// если напряжение на делителе напряжения было зафиксировано,
// нужно прибавить напряжение на диоде, т.к. оно было съедено
if (voltage > 0.1)
voltage += DIODE_DROP;
// устанавливаем курсор, колонку 0, строку 1. На деле — это
// левый квадрат 2-й строки, т.к. нумерация начинается с нуля
lcd.setCursor(0, 1);
// печатаем напряжение в батарейке с точностью до сотых долей
lcd.print(voltage, 2);
// следом печатаем единицы измерения
lcd.print(" Volts");
}
ПОЯСНЕНИЯ К КОДУ
- Если вы используете диод, падение напряжения на котором происходит на другую величину, не забудьте исправить макроопределение
DIODE_DROP .
- В этом эксперименте мы снова пользуемся готовой библиотекой
<LiquidCrystal.h> для создания объекта lcd и использования его методов
lcd.begin(cols,rows) с помощью которого мы задаем количество колонок и строк нашего дисплея
lcd.print(data) для вывода данных. У него есть второй необязательный параметр BASE , передав который, можно выбрать систему счисления, так же, как в примере с Serial.print() .
lcd.setCursor(col,row) устанавливает курсор в переданную колонку и строку. Последующий вывод будет осуществляться с этого места.
- При создании
lcd мы передали параметрами пины, к которым подключены выводы дисплея, через которые мы будем им управлять и передавать данные.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ СЕБЯ
- Из-за чего измерения напряжения в этом эксперименте могут быть неточными (на что мы можем повлиять)?
- Какая библиотека облегчает работу с нашим текстовым экраном? Какие шаги нужно предпринять до начала вывода текста на него?
- Каким образом мы задаем позицию, с которой на экран выводится текст?
- Можем ли мы писать на экране кириллицей? Как?
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ
Возможно, вы захотите воспользоваться еще одним методом вашего объекта lcd — clear() : он очищает экран и устанавливает курсор в левую колонку верхней строчки.
- Создайте секундомер, который будет отсчитывать время, прошедшее с начала работы Arduino и выводить секунды и сотые секунд на экран.
- Совместите отсчет времени и измерение напряжения. Отобразите все данные на дисплее. Отправляйте их раз в 10 секунд на компьютер.
Теперь вы можете выводить без компьютера и проводов любые данные, с которыми работаете, и использовать это как в режиме эксплуатации вашего устройства, так и во время отладки!
С оригиналом статьи вы можете ознакомиться на сайте Amperka.ru
ЭКСПЕРИМЕНТ 17 | ОГЛАВЛЕНИЕ | ЭКСПЕРИМЕНТ 19 |